Музыкальные произведения

Музыканты




Новый пользователь
Забыли свой пароль?

....и Кармен на скрипке


На фестивале "Черешневый лес" - мировая музыкальная премьера: оркестр Игоря Бутмана исполнит "Жизнь и смерть Карменситы", фантазию для джазового оркестра и скрипки по мотивам оперы Бизе "Кармен".

Эту пьесу специально для биг-бэнда Бутмана написал живущий уже много лет в США знаменитый джазовый пианист и композитор, основатель культового советского ансамбля "Аллегро" Николай Левиновский. С ним перед концертом в Доме музыки пообщался обозреватель "РГ".

Николай Яковлевич, как вам Бизе в качестве соавтора?

Николай Левиновский: Гениальный, один из лучших, на мой взгляд. Конечно, теперь это уже не "Кармен" - но маэстро Бизе своей музыкой дал мне невероятные возможности. Мы взяли его гармонии в джазовый оборот, я в новом ракурсе оркестровал многие партии, что-то написал от себя, заложил в пьесу возможности для импровизации. Возьму на себя смелость сказать, что в эту музыку удалось вдохнуть жизнь, которую там раньше невозможно было представить.

Вы ведь не впервые аранжируете мировую классику в джазовом формате. Почему вам это интересно?

Николай Левиновский: Интерес возникает, когда ставишь себе творческую задачу. А наша задача с Игорем Бутманом, с которым мы в связке уже много лет, была найти новый ход, чтобы джаз слушали больше людей. И мне захотелось взять такую, всемирной известности музыку и прочесть ее по-своему, как джазовый музыкант - я, если хотите, зарядился профессиональным азартом. Начал с "Шехерезады", год размышлял, боялся конкурировать с Римским-Корсаковым, бросал работу, снова начинал ее… Потом мы с оркестром Бутмана записали этот диск. Дальше были джазовые фрагменты из "Князя Игоря" Бородина, Чайковский, Мусоргский, Рахманинов, Григ…

Джаз и классика: лучшие концерты недели
  • Джаз и классика: лучшие концерты недели

А когда вам пришло в голову соединить джаз с классической скрипкой?

Николай Левиновский: Когда я познакомился с Катей Асташовой, великолепной скрипачкой, прошедшей школу Башмета, играющей джаз и барокко, самой сочиняющей, стилизующей классику под кроссовер. Она вдохновила меня на идею провести через всю пьесу солирующую скрипичную партию, как образ этой Кармен, погибающей в конце концов. Я поручил роль Кармен скрипке. Очень к месту оказалась и давняя партнерша Игоря Бутмана - певица из Австралии Фантини, способная петь по-русски, по-французски, по-английски и по-испански. Она продолжает общую сюжетную линию.

Николай Яковлевич, у вас ведь эта любовь к классике - с детства.

Николай Левиновский: Да, я родился в семье оперных артистов, пацаном носился по саратовской Опере, потом окончил Консерваторию и стал думать тогда, как совместить классику с джазом, джаз с роком, как привести джаз в ту же филармонию, в концертный зал. Я не люблю и не любил никогда замыкаться в одном жанре, идти в одном направлении и другого не признавать, всегда старался быть открытым для нового. В "Аллегро" в 70-80-х мы играли не только чистый джаз, а еще фьюжн, блюз, джаз-рок...

Такая конвергенция, многосоставность, по-моему, лицо современного джаза.

Николай Левиновский: Конечно! Музыкантам сегодня совершенно неинтересно замыкаться на каком-то одном стиле. В прошлом году я выпустил сольный альбом Special Opinion, в котором участвовали выдающиеся американские музыканты Майк Стерн, Рэнди Брекер, Дэйв Уэкл и другие, - и они легко, без малейших усилий, удовольствием переходили от джаза к психоделике, подыгрывали электронным звукам, возвращались в классический свинг и во всех жанрах чувствовали себя свободно. Таковы сегодня джазовые стандарты!

 Фото:  REUTERS/Stoyan Nenov
  • Фестиваль искусств в Бергене отметит 200-летие конституции Норвегии

И оркестр Бутмана, с которым вы работаете все последние годы, им соответствует?

Николай Левиновский: За те 25 лет, что я живу в Нью-Йорке, столице мирового джаза, я работал в разных американских оркестрах, держал собственный биг-бэнд - мне есть с чем сравнить. И скажу вам, что оркестр Игоря Бутмана - это серьезный мировой уровень. В начале года с этим биг-бэндом мы - я играл, как обычно, на фортепьяно - давали концерты в залах Нью-Йорка, в вашингтонском престижнейшем Кеннеди-центре, в Бостоне, Нью-Джерси, играли в Доминикане, и я без малейших натяжек могу сказать, что оркестр всюду, перед любой аудиторией, выступал с неизменным успехом.

Даже в Новом Орлеане, на родине джаза?

Николай Левиновский: В Новом Орлеане, где оркестр заканчивал тур, мы играли на одной сцене с Uptown Jazz Orchestra, которым руководит знаменитый пианист Эллис Марсалис. Там неожиданно случилось дружеское соревнование двух оркестров, мы по очереди играли Майлса Дэвиса, Колтрейна, Херби Хэнкока, джазовые стандарты. И знаете, в этом соревновании, по общему признанию, русские победили!

Мнения:

Добавить сообщение



Анти-бот код: